О ЧУВАШСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ
Музыкальная фольклористика (или этномузыковедение) как научная дисциплина родилась не более ста лет тому назад на стыке музыковедения и этнографии. Можно различить три важнейшие сферы работы музыкантов-фольклористов. Это, во-первых, полевые записи, т. е. собирание и первичная обработка (расшифровка) экспедиционных материалов, что является фундаментом всего здания науки. Во-вторых, классификация на эмпирическом уровне (т. е. исходя из структуры и особенностей самих материалов) и публикация, т. е. обнародование наиболее ценной части этих материалов с целью введения их в научную и творческую практику музыковедов и композиторов. Третьей сферой работы музыкантов-фольклористов является многостороннее теоретическое изучение народной музыкальной культуры в свете истории и культуры данного народа, а также с точки зрения общей теории музыки и, отчасти, поэтики
Названные сферы работы представляют собой разные уровни единой науки — от эмпирического процесса собирания да высших логических обобщений. Все они одинаково важны и тесно взаимосвязаны: без собирания и публикации невозможны обобщения; без теоретического изучения трудно планировать собирание, неразрешимыми остаются многие вопросы классификации и формы записываемых материалов. Только теоретическое осмысление явлений народной музыкальной культуры дает возможность разомкнуть пределы узкоспециального исследования и прийти к синтезу знаний на новом, более высоком уровне.
Таково «вертикальное», если можно так выразиться, синхроническое членение современной музыкальной фольклористики, в свете которого надо рассматривать и развитие этномузыковедения Чувашии.
Чувашская музыкальная фольклористика существует с конца XIX века. Разумеется, с самого начала все эти направления работы не могли быть осознаны, так как тогда само этномузыковедение еще только формировалось. Тем не менее есть смысл условно разделять их, поскольку в разные периоды то одно, то другое из направлений развивалось интенсивнее остальных.